я был бы не против сунуть штакетину вам в сраку
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
читать дальшеБерутся наугад три слова, мало связанные по смыслу, например, "озеро", "карандаш" и "медведь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. Ответы могут быть банальными ("Медведь упустил в озеро карандаш"), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов ("Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил в озере рыбу") и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи ("Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь").
ПОИСК ОБЩЕГО
читать дальшеБерутся наугад два мало связанных слова, например, "кастрюля" и "лодка". Следует выписать в столбик как можно больше общих признаков этих предметов. Ответы могут быть стандартными ("изделия человеческих рук", "имеют глубину"), и небесполезно попытаться найти побольше таких признаков. Но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете (найти примеры предоставим вам самостоятельно); их не так уж и мало.
ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА
читать дальшеБерутся любые три слова, например, "собака", "помидор", солнце". Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, "лишнее", не обладающее этим общим для них признаком, следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую остающуюся пару слов и не присущих исключенному лишнему.
ПОИСК АНАЛОГОВ
читать дальшеНазывается какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
ПОИСК ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТОВ
читать дальшеНазывается какой-нибудь предмет или явление, например, "дом". Надо назвать как можно больше других предметов, в чем-то противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в нашем случае могут быть названы: "сарай" (противоположность по размеру и степени комфорта), "поле" (открытое или закрытое пространство), "вокзал" (свое или чужое помещение) и т.д.
ПОИСК СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ
читать дальшеЗадаются два предмета, например, "лопата" и "автомобиль". Надо назвать предметы, являющиеся как бы "переходным мостиком" от первого ко второму. Они должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в нашем случае это могут быть "экскаватор" (с лопатой сходен по функции и транспортное средство, как автомобиль), "рабочий" (он копает лопатой и одновременно владелец автомобиля) и др. Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев (лопата тачка - прицеп - автомобиль). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытия содержания каждой связи между соседними элементами цепочки.
СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА
читать дальшеНазывается какой-либо хорошо известный предмет, например "книга" Надо перечислить как можно больше способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз лежащее на столе письмо и т.д. (конечно, запрещаются безнравственные, варварские способы применения). Побеждает тот, кто укажет больше число различных функций предмета.
ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ПОНЯТИЯ
читать дальшеНазывается хорошо знакомое всем понятие, например, "спорт". Надо выписать его существенные признаки. Например, наличие оркестра, трибуны, штанги и т.д. - явно несущественные, потому что есть масса ситуаций, бесспорно относящихся к спору, в которых признаки отсутствуют. А что же существенно? Наверняка в спорте нужен спортсмен, необходима тренировка... (продолжите перечень самостоятельно). Побеждает тот, кто назовет все важные признаки при условии, что среди них не окажется ни одного несущественного.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
читать дальшеНазывается знакомый всем предмет или явление, например, "дырка". Надо дать ему наиболее точное, "научное" определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и касалось бы несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, ни какой другой предмет под него не попадает.
ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ
читать дальшеБерется несложная фраза, например: "Нынешнее лето будет очень теплым". Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами. При этом ни одно из слов исходного предложения не должно употребляться (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить). Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания, чтобы хранилась его суть. Побеждает тот, у кого больше трех вариантов.
ПОСТРОЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ЦЕПОЧЕК
читать дальшеБерутся наугад два несвязанных между собой события, например: "Белка, сидя на дереве, упустила орех" и "Директора школы лишили премии". Надо установить между ними связь, то есть проследить ряд естественных переходов от первого события ко второму, а затем и наоборот. Желательно предложить несколько вариантов ответов. В качестве примера далеко не самый оригинальный переход: "Упавший орех ударил гулявшую по лесу собаку, она с испугу побежала и укусила за ногу шедшего по дорожке мальчика, мальчик был спортсменом из-за укуса не мог участвовать в спортивных соревнованиях, в результате его школа не заняла призового места." Побеждает тот, кто предложит большее количество цепочек, можно договориться о дополнительных баллах за оригинальность.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН
читать дальшеОписывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута". Надо как можно быстрее назвать причины этого факта, возможные его объяснения. Причины могут быть банальными ("Забыл закрыть", "Залезли воры"), но не стоит отбрасывать и маловероятные, необычные (вплоть до прилета марсиан). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГЛАВИЙ К РАССКАЗУ
читать дальшеБерется небольшой рассказик или сообщение. Например: "Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять - все свое время они проводят у экранов телевизора. Отец двух таких мальчиков из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и подсоединил его к небольшой динамомашине, которую надо было приводить в движение, сидя на велосипедной раме и усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно понизился".
Надо подобрать к рассказу как можно больше различных заглавий,отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными ("Способ отучения детей смотреть телевизор"), или формальными, то есть по сути верными, но не схватывающими главного ("Отец и сыновья"), или образными, яркими, эмоциональными ("Велотелевизор").
ЗАДАНИЕ ЧИТАТЕЛЮ
читать дальшеТеперь, когда вы прочитали статью, мы предлагаем вам помериться силами в нескольких играх.
1. Выделить существенные признаки в понятии "вывеска" и сформулируйте определение предмета "полоска".
2. Выразите другими словами утверждение "Весной в душе рождается надежда".
3. Установить связь между двумя событиями с помощью причинной цепочки (у вас должен получиться маленький рассказ): "В доме перегорели пробки... Плывущая по реке роза приблизилась к берегу."
читать дальшеБерутся наугад три слова, мало связанные по смыслу, например, "озеро", "карандаш" и "медведь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. Ответы могут быть банальными ("Медведь упустил в озеро карандаш"), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов ("Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил в озере рыбу") и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи ("Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь").
ПОИСК ОБЩЕГО
читать дальшеБерутся наугад два мало связанных слова, например, "кастрюля" и "лодка". Следует выписать в столбик как можно больше общих признаков этих предметов. Ответы могут быть стандартными ("изделия человеческих рук", "имеют глубину"), и небесполезно попытаться найти побольше таких признаков. Но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете (найти примеры предоставим вам самостоятельно); их не так уж и мало.
ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА
читать дальшеБерутся любые три слова, например, "собака", "помидор", солнце". Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, "лишнее", не обладающее этим общим для них признаком, следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую остающуюся пару слов и не присущих исключенному лишнему.
ПОИСК АНАЛОГОВ
читать дальшеНазывается какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
ПОИСК ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТОВ
читать дальшеНазывается какой-нибудь предмет или явление, например, "дом". Надо назвать как можно больше других предметов, в чем-то противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в нашем случае могут быть названы: "сарай" (противоположность по размеру и степени комфорта), "поле" (открытое или закрытое пространство), "вокзал" (свое или чужое помещение) и т.д.
ПОИСК СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ
читать дальшеЗадаются два предмета, например, "лопата" и "автомобиль". Надо назвать предметы, являющиеся как бы "переходным мостиком" от первого ко второму. Они должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в нашем случае это могут быть "экскаватор" (с лопатой сходен по функции и транспортное средство, как автомобиль), "рабочий" (он копает лопатой и одновременно владелец автомобиля) и др. Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев (лопата тачка - прицеп - автомобиль). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытия содержания каждой связи между соседними элементами цепочки.
СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА
читать дальшеНазывается какой-либо хорошо известный предмет, например "книга" Надо перечислить как можно больше способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз лежащее на столе письмо и т.д. (конечно, запрещаются безнравственные, варварские способы применения). Побеждает тот, кто укажет больше число различных функций предмета.
ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ПОНЯТИЯ
читать дальшеНазывается хорошо знакомое всем понятие, например, "спорт". Надо выписать его существенные признаки. Например, наличие оркестра, трибуны, штанги и т.д. - явно несущественные, потому что есть масса ситуаций, бесспорно относящихся к спору, в которых признаки отсутствуют. А что же существенно? Наверняка в спорте нужен спортсмен, необходима тренировка... (продолжите перечень самостоятельно). Побеждает тот, кто назовет все важные признаки при условии, что среди них не окажется ни одного несущественного.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
читать дальшеНазывается знакомый всем предмет или явление, например, "дырка". Надо дать ему наиболее точное, "научное" определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и касалось бы несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, ни какой другой предмет под него не попадает.
ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ
читать дальшеБерется несложная фраза, например: "Нынешнее лето будет очень теплым". Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами. При этом ни одно из слов исходного предложения не должно употребляться (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить). Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания, чтобы хранилась его суть. Побеждает тот, у кого больше трех вариантов.
ПОСТРОЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ЦЕПОЧЕК
читать дальшеБерутся наугад два несвязанных между собой события, например: "Белка, сидя на дереве, упустила орех" и "Директора школы лишили премии". Надо установить между ними связь, то есть проследить ряд естественных переходов от первого события ко второму, а затем и наоборот. Желательно предложить несколько вариантов ответов. В качестве примера далеко не самый оригинальный переход: "Упавший орех ударил гулявшую по лесу собаку, она с испугу побежала и укусила за ногу шедшего по дорожке мальчика, мальчик был спортсменом из-за укуса не мог участвовать в спортивных соревнованиях, в результате его школа не заняла призового места." Побеждает тот, кто предложит большее количество цепочек, можно договориться о дополнительных баллах за оригинальность.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН
читать дальшеОписывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута". Надо как можно быстрее назвать причины этого факта, возможные его объяснения. Причины могут быть банальными ("Забыл закрыть", "Залезли воры"), но не стоит отбрасывать и маловероятные, необычные (вплоть до прилета марсиан). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГЛАВИЙ К РАССКАЗУ
читать дальшеБерется небольшой рассказик или сообщение. Например: "Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять - все свое время они проводят у экранов телевизора. Отец двух таких мальчиков из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и подсоединил его к небольшой динамомашине, которую надо было приводить в движение, сидя на велосипедной раме и усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно понизился".
Надо подобрать к рассказу как можно больше различных заглавий,отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными ("Способ отучения детей смотреть телевизор"), или формальными, то есть по сути верными, но не схватывающими главного ("Отец и сыновья"), или образными, яркими, эмоциональными ("Велотелевизор").
ЗАДАНИЕ ЧИТАТЕЛЮ
читать дальшеТеперь, когда вы прочитали статью, мы предлагаем вам помериться силами в нескольких играх.
1. Выделить существенные признаки в понятии "вывеска" и сформулируйте определение предмета "полоска".
2. Выразите другими словами утверждение "Весной в душе рождается надежда".
3. Установить связь между двумя событиями с помощью причинной цепочки (у вас должен получиться маленький рассказ): "В доме перегорели пробки... Плывущая по реке роза приблизилась к берегу."