Иван Ефремов "Час быка" (1968)
«Ди пхи юй чхоу — Земля рождена в час Быка (иначе — Демона, два часа ночи)».
Старый китайско-русский словарь епископа Иннокентия. Пекин, 1909
- Известно ли вам, что мозг человека обладает замечательной
способностью исправлять искажения внешнего мира, не только визуальные,
но и мыслительные, возникающие из-за искривления законов природы в
неправильно устроенном обществе? Мозг борется с дисторсией, выправляя
ее в сторону прекрасного, спокойного, доброго. Я говорю, разумеется, о
нормальных людях, а не о психопатах с комплексом неполноценности.
Разве вам не знакомо, что лица людей издалека всегда красивы, а чужая
жизнь, увиденная со стороны, представляется интересной и значительной?
Следовательно, в каждом человеке заложены мечты о прекрасном,
сформировавшиеся за тысячи поколений, и подсознание ведет нас сильнее
в сторону добра, чем это мы сами думаем. Как же можно говорить о
людях, как о мусоре истории?
Мы привыкли преклоняться перед титанами искусства и научной мысли, «Мы привыкли преклоняться перед титанами искусства и научной мысли, – думала Родис, – но ведь им, одетым в броню отрешенного творчества или познания, было легче пробиваться сквозь тяготы жизни. Куда труднее приходилось обыкновенным людям – не мыслителям и не художникам. Единственным, чем могли они защищаться от ударов жизни, были избитые и помятые в ее невзгодах мечты и фантазии. И все же… вырастали новые, подобные им, скромные и добрые люди незаметного труда, по-своему преданные высоким стремлениям.
Странное общество планеты Ян-Ях, казалось, совершенно не думало о том, как облегчить жизнь Странное общество планеты Ян-Ях, казалось, совершенно не думало о
том, как облегчить жизнь каждого человека, сделать его спокойнее,
добрее, счастливее. Все лучшие умы направлялись только на удешевление
производства, на умножение вещей - людей заставляли гоняться за вещами
и умирать от духовного голода еще раньше физической смерти.
Везде слезы, трепет, страх и снова слезы — таков удел женщины Торманса, Везде слезы, трепет, страх и снова слезы — таков удел женщины Торманса, кроткой и терпеливой труженицы, борющейся в домашней жизни с комплексом униженности. Мужчина был владыкой и тираном. Острая жалость ранила Чеди, но диалектическое мышление напомнило ей, что кротость и терпение воспитывают грубость и невежество. В примитивных обществах и в Темные Века Земли мужчины опасались женщин с развитым интеллектом, их умения использовать оружие своего пола. Первобытный страх заставлял мужчин придумывать для них особые ограничения. Чтобы оградить себя от "ведьминых" свойств, женщину держали на низком уровне умственного развития, изнуряли тяжелой работой.
Удивляюсь, - Чеди привстала на локте, но Эвиза мгновенно водворила ее на место, - как могут они травить себя, - Удивляюсь, - Чеди привстала на локте, но Эвиза мгновенно
водворила ее на место, - как могут они травить себя, своих детей,
губить свое будущее, фальсифицируя и удешевляя пищу так, что она
становится отравой? Представьте, что на Земле кто-нибудь стал
принимать такую отраву. Бессмысленно!
- У них, - сказала Родис, - этим ужасающим путем увеличивают
количество пищи, удешевляя производство ее. А продают по прежней
дорогой цене - это называется косвенным налогом в обществе Торманса, и
доход идет олигархам.
- Я все искала что-либо путное. Не могла поверить, чтоб в технически развитой цивилизации можно было писать такие пустяки, - Я все искала что-либо путное. Не могла поверить, чтоб в
технически развитой цивилизации можно было писать такие пустяки,
похожие на земную литературу ЭРМ. Будто у них нет духовных проблем,
тревог, болезней, несчастья. Истинные большие трагедии, великолепное
человеческое геройство, скрытое в буднях серой повседневности, их не
интересует. Видимо, и сам человек им не интересен и служит лишь фоном.
Все сводится к временным глупостям, случайному непониманию или
мещанскому недовольству. Здешние писатели ловко научились отвлекать и
развлекать, пересказывая сотни раз одно и то же.
В здешней литературе пишут гораздо больше о плохом, чем о хорошем. В здешней литературе пишут гораздо больше о плохом, чем о хорошем. Слово о злом и темном несет больше информации, чем о хорошем и светлом, потому что повседневный опыт количественно набирает больше плохого. По той же причине легче верят плохому и злому: зло убедительнее, зримее, больше действует на воображение. Фильмы, книги и стихи Торманса несравненно больше говорят о жестокостях, убийствах, насилиях, чем о добре и красоте, которые к тому же труднее описывать из-за бедности слов, касающихся любви и прекрасного.
И раздробленное сознание в тенетах этих придуманных лабиринтов породило столь же бессмысленные фантастические творения И раздробленное сознание в тенетах этих придуманных лабиринтов
породило столь же бессмысленные фантастические творения
изобразительного искусства и музыки, где все достоверные черты
окружающего мира подверглись чудовищной дисторсии. Добавьте к этому,
что шизоидная трещиноватая психика неизбежно отталкивается от
реальности, требуя ухода в свой собственный мир, мир порождений
больного мозга, и вы поймете силу этой волны в историческом пути
человечества Земли. С тех пор мы опасаемся изощренных дискуссий и
избегаем излишней детализации определений, в общем-то ненужных в
быстро изменчивом мире. Мы вернулись к очень древней мудрости,
высказанной еще в индийском эпосе "Махабхарата" несколько тысяч лет
назад. Герой Арджуна говорит: "Противоречивыми словами ты меня
сбиваешь с толку. Говори лишь о том, чем я могу достигнуть Блага!"
А здесь, на Тормансе, люди, разрушив равновесие природы, принялись за человеческую психику, А здесь, на Тормансе,
люди, разрушив равновесие природы, принялись за человеческую психику,
разрушая ее отвратительным неустройством жизни. Подобно нефти и солям
из глубин планеты, здесь из-под сорванного покрова воспитания и
самодисциплины поднялись со дна душ архаические остатки звериной
психологии - пережитки первобытной борьбы за выживание.
Но, в отличие от первобытного зверя, поведение которого жестко
определялось железными законами дикой жизни, поведение невоспитанного
человека не обусловлено. Отсутствие благодарности ко всему исходит из
сознания: "Мир - для меня" - и является главной ошибкой в воспитании
детей. Зато человек из зависти старается вредить своему ближнему, а
этот "ближний" приучен мстить во всей силе своего скотского комплекса
неполноценности.
Правда и есть истина, ложь порождается страхом. Но не настаивайте слишком на точности истин, Правда и есть истина, ложь порождается страхом. Но не настаивайте
слишком на точности истин, помните об их субъективности. Человек хочет
всегда сделать объективной ее, царицу всех форм, но она каждому
показывается в ином одеянии.
Воспитание в правде не может быть облечено абстрактными
формулировками. Прежде всего это действенный подвиг на всех ступенях
жизни. Когда вы откажетесь от злословия, от общения с предателями
правды, насытите свой ум добрыми и чистыми мыслями, вы приобретете
личную непобедимость в борьбе со злом.